ФИГУРЫ РЕЧИ
Фигуры речи - форма, назначение которой - усилить впечатление от чего-либо, подчеркнуть, сделать более наглядным, выделить.
Анафора - расставляет акценты.
Эпифора - расставляет акценты.
Антитеза - противопоставление.
Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.
Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения
Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп.
Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор.
Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения.
Риторическое восклицание- подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа)
Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп.
Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной.
Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.
Анафора - единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в нале отрывков, из которых состоит высказывание:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступления
И вечной правды торжеством…
(М.Лермонтов)
Эпифора - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:
…Когда подымет океан
Вокруг мня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…
(А.Пушкин)
Умолчание- это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца высказывает свою мысль:
Нет, я хотел…быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть (А.П.)
Что подумали, что почувствовали оба( Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать - и пройти мимо (Т.).
Девочка в поле нашла пулемет. Больше в деревне никто не живет.
Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Г.).
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Корол.).
И теперь мне снится
Под яблонями белая больница,
И белая под горлом простыня,
И белый доктор смотрит на меня,
И белая в ногах стоит сестрица
И крыльями поводит.
(А.Тарковский)
Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:
Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(П.).
Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
- Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).
- Туча по небу идет, бочка по морю плывет.
Парцелляция - фигура речи, связанная с разделением высказывания:
- Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный (Серебр.)
- Это была "Волга". Пепельная. С московским номером (В,Козлов)
- У нас было 5 учебных классов, 10 спален, 150 коек. И 150 характеров. (С.Баруздин).
- А ты думаешь, мне не хочется, чтобы меня любили, старик( (В минуту откровенности он любил называть подчиненных на "ты") Очень хочется, потому что, если подумать,- я совсем неплохой человек. Я простодушен, нетребователен, терпелив; меня легко обмануть. На днях, например, божья коровка притворилась мертвой, чтобы я ее не убил. И я поверил! Поверил, как ребенок. И только потом догадался и убил. (Каверин)
Присоединительная конструкция - отражает ход мыслей и связана с различного рода дополнениями:
Ты загубила жизнь… свою (Дост.)
Тропы
Тропы - способ показать явление с новой, неожиданной стороны. В основе всех тропов лежит сравнение (зрительные, слуховые образы, образы, основанные на тактильных ощущениях и т. д.)
Эпитет - чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, несет смысловую и эмоционально-выразительную нагрузку.
Сравнение - может быть развернутым, отрицательным.
Метафора - может быть развернутой.
Метонимия. Синекдоха. Гипербола.
Литота. Ирония. Аллегория.
Олицетворение. Перифраза.
Символ - всегда многозначен.
Синтаксические средства выразительности
Инверсия - выделяет те слова, которые инверсированы, влияет на интонационную характеристику, эмоциональный строй речи, придает экспрессивность, эмоциональность.
Ряды однородных членов предложения - конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.
Вводные и вставные конструкции - вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Параллелизм - сопоставляет или противопоставляет явления.
Период - противопоставляет явления (множество явлений противопоставлено одному, двум).
Если когда-нибудь… сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю… - всем,- что ни есть святого в жизни, - не откажите мне в моей просьбе. А.Пушкин
Парцелляция - сообщает речи интонацию размышления, делает акцент на отделенном слове (-ах), подчеркивает его.
Вопросно-ответная форма - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.