Четверг
21.11.2024
13:19
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сайт учителя О.А. Соколовой

Русский язык
Литература
История


ФИГУРЫ РЕЧИ


      Фигуры речи - форма, назначение которой - усилить впечатление от чего-либо, подчеркнуть, сделать более наглядным, выделить.


Анафора - расставляет акценты.

Эпифора - расставляет акценты.

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.

Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения

Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп.

Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор.

Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения.

Риторическое восклицание- подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.

Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа)

Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп.

Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной.

Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.


      Анафора - единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в нале отрывков, из которых состоит высказывание:




Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступления

И вечной правды торжеством…



(М.Лермонтов)






       Эпифора - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:




…Когда подымет океан

Вокруг мня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.


В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман…

(А.Пушкин)






       Умолчание- это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца высказывает свою мысль:



Нет, я хотел…быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть (А.П.)

Что подумали, что почувствовали оба( Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать - и пройти мимо (Т.).

Девочка в поле нашла пулемет. Больше в деревне никто не живет.

        Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:



Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Г.).

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Корол.).





И теперь мне снится

Под яблонями белая больница,

И белая под горлом простыня,

И белый доктор смотрит на меня,

И белая в ногах стоит сестрица

И крыльями поводит.

(А.Тарковский)





       Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(П.).



        Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:



- Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).

- Туча по небу идет, бочка по морю плывет.



        Парцелляция - фигура речи, связанная с разделением высказывания:



- Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный (Серебр.)

- Это была "Волга". Пепельная. С московским номером (В,Козлов)

- У нас было 5 учебных классов, 10 спален, 150 коек. И 150 характеров. (С.Баруздин).

- А ты думаешь, мне не хочется, чтобы меня любили, старик( (В минуту откровенности он любил называть подчиненных на "ты") Очень хочется, потому что, если подумать,- я совсем неплохой человек. Я простодушен, нетребователен, терпелив; меня легко обмануть. На днях, например, божья коровка притворилась мертвой, чтобы я ее не убил. И я поверил! Поверил, как ребенок. И только потом догадался и убил. (Каверин)



       Присоединительная конструкция - отражает ход мыслей и связана с различного рода дополнениями:

Ты загубила жизнь… свою (Дост.)





Тропы

Тропы - способ показать явление с новой, неожиданной стороны. В основе всех тропов лежит сравнение (зрительные, слуховые образы, образы, основанные на тактильных ощущениях и т. д.)

Эпитет - чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, несет смысловую и эмоционально-выразительную нагрузку.

Сравнение - может быть развернутым, отрицательным.

Метафора - может быть развернутой.

Метонимия. Синекдоха. Гипербола.

Литота. Ирония. Аллегория.

Олицетворение. Перифраза.

Символ - всегда многозначен.

Синтаксические средства выразительности


Инверсия - выделяет те слова, которые инверсированы, влияет на интонационную характеристику, эмоциональный строй речи, придает экспрессивность, эмоциональность.

Ряды однородных членов предложения - конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.

Вводные и вставные конструкции - вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.

Параллелизм - сопоставляет или противопоставляет явления.

Период - противопоставляет явления (множество явлений противопоставлено одному, двум).

Если когда-нибудь… сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю… - всем,- что ни есть святого в жизни, - не откажите мне в моей просьбе. А.Пушкин

Парцелляция - сообщает речи интонацию размышления, делает акцент на отделенном слове (-ах), подчеркивает его.

Вопросно-ответная форма - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.