Патриотический урок "Мой край родной - земля моя Алтайская!"
Ход урока:
1. Вводная часть.
Учитель: Здравствуйте,
садитесь. Сегодня мы с вами проведем урок русского языка в необычной форме. О
чем этот урок? Я думаю, в течение урока вы ответите на этот вопрос.
Учитель: Через года доносятся до нас голоса,
в которых звучит трепетная любовь к родной стране, родной земле! Из чего же
вырастает человеческая любовь ко всему. Что умещается в одном слове –
"РОДИНА”? Любовь к Родине – важнейшее
чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке.
Опыт жизни расширяет понятие «Отечество» до границ всего государства. Но у
каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Чувство
малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и
непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на
всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой отдаленной и личной
Родиной, он приходит с годами к той большой Родине. Которая для всех одна: свет
отчего дома и тепло родного очага согревает человека и освещает его путь всю
жизнь.
2.
Основная часть.
У вас на
столе лежат карточки, возьмите карточку под №1. Прочитайте задание. Работаем
устно.
Карточка1.
Задание: синтаксическая характеристика предложений.
1. Есть много мест на белом свете, Родной, красивый мой, Алтай! |
2.
Алтайский край – кусок земли, |
3. И мы, как
жители Алтая,
Вам можем смело заявить,
Что лучше нет в России края,
Который можно так любить! (Осетренко Юля)
Учитель: Эту любовь через года |
Нам здесь
родиться повезло, |
Запись на
доске. Задание: найдите односоставные предложения, определите вид.
Край, район, село родное!
Упаду в траву я на бегу!
Край родной! Недаром ты мне снишься.
Эти сны в мелодию переведу.
И поплывет мелодия простая,
Что через души их потоком излилась.
Здесь сердца стук и робкое дыханье.
И с родным краем пламенная связь!
Учитель: Как дорог мир! – На утренней заре.
Как сладостно услышать пенье птичье,
Родной простор в звенящем серебре.
Весь мир наполнен покоем и величьем!
Зачем живем?
Чтоб сердцем сохранить
Любовь, и мир, и дружбу на планете нашей,
Чтоб счастье из реки надежды пить
Неиссякаемою полной чашей.
- Итак, о чем мы будем говорить на
уроке? Сегодня мы говорим о предложении. Какое оно может быть? (простое и
сложное, восклицательное, повествовательное и т.д.) Послушайте и определите.
1. Золотая
земля, вольной волюшки край, Ой,
недаром тебя так назвали, Алтай,– |
1. Здесь села в зеленых садах утопают,
За ними колхозные степи вдали.
2. Люблю вас, родные просторы Алтая,
Раздольные степи сибирской земли.
Карточка 2.
Задание: назовите правило, объясняющее знаки препинания
3. Алтай – горных вершин искристый
снег!
Алтай – голубизна озер и рек!
Алтай – зелень лесов и золото полей!
Алтай – я называю Родиной своей!
Учитель: откройте тетради, запишите число и
выполните работу по карточке №3.
Карточка 3. Задание:
работа с текстом.
1)выпишите слова с чередующейся
гласной в корне.
2) в предложении №12 найдите
словосочетания со связью согласование и запишите их со связью управление.
3) среди предложений 14-17 выпишите
предложения с однородными членами предложения.
Есть в Алтайском крае район – Павловский
1)Павловский район —
муниципальное образование на севере Алтайского края.
2)Площадь —
2230 км². 3)Население 40,3 тысяч жителей (на 1 января 2011 года).
4)Образован в 1925 году.
5)Административный
центр — село Павловск, расположенное в 59 км от Барнаула. 6)Общее количество населенных пунктов, входящих в
Павловский район : 34.
7)По
территории района протекает река Обь и её притоки Касмала и Барнаулка. 8)В районе
находятся два ленточных бора —
Касмалинский и Барнаульский. 9)В районе растут сосна, берёза, осина, тополь, ива. 10)Из зверей обитают — лиса, заяц, лось, белка, корсак, бурундук, барсук. 11)Из
птиц — гусь, утка, голубь лесной. 12)В
районе имеется картинная галерея, музей истории района и 6 мемориальных
парков.
13)
На территории района расположены краевые
государственные учреждения: Павловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат, Павловский психоневрологический интернат,
Павловский детский санаторий.
14)Основное направление экономики —
сельское хозяйство. 15)В районе расположены предприятия по переработке
сельскохозяйственной продукции, лесозаготовке. 16)На территории района выделено
145 крестьянских (фермерских) хозяйства, в основном зернового направления,
за ними закреплено 19,4 тыс. га угодий, из них 17,5 тыс. га
пашни. 17)Значительные объёмы промышленной продукции в районе производятся
следующими предприятиями: ОАО «Черемновский сахарный завод», ОАО «Павловский
маслосырзавод», ОАО «Павловский ремонтный завод», АО «Каскад-П», ООО
«Павловский хлебокомбинат», ГП «Павловский лесхоз», ЗАО Павловское «Ремтехпредприятие».
Учитель:
1. Люблю
вас родные просторы Алтая! |
2. Над
нами светит солнца каравай, |
Велика и необъятна наша Русь. Раскинулась от
моря и до моря – шагай полжизни – всю не обойдешь! Богата земля наша: реки и
горы, плодородные нивы и густые леса, бесценные богатства: нефть, газ, уголь,
руды… Но славна она, прежде всего, не своими размерами не богатствами, скрытыми
в недрах, а своими людьми: Сильными, смелыми и талантливыми. Ведь все эти земли
и богатства собрали наши предки упорным трудом, отстояли кровью. Загляните в
историю. Сколько раз враги и завистники покушались на нашу землю. Если силой
взять не получалось – начинали сеять раздор, клеветать, а то и чернить нашу
историю. Но жива и поныне славная Русская Земля!
На доске: Задание: найдите бессоюзное сложное предложение и
охарактеризуйте его.
Великая
Отечественная война была для многих испытанием на человечность, на верность
Родине. Как люди выстояли в этой войне, которая началась так трагически и
закончилась Победой в сорок пятом? Ответ
прост: деды и прадеды так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять
ее.
Учитель:
1. В
сердцах наших жить будут вечно Герои
минувшей войны. Нам память
о них дорога бесконечно, И ею с
тобой мы сильны! |
Родина – подобна огромному дереву, на котором
не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но
всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни –
это то, чем мы жили вчера, гол назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не
имеющий таких глубоких корней – бедный народ. Родина – это очень много. Это
тропка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это
большие города и маленькие деревеньки. Это имена людей. Это мои друзья, мои
мама и папа. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.
1. Откуда начинается Россия? Иль с поля, где пшеница раскачалась? |
2. Россия,
где она кончается? |
Наше сердце здесь – в Алтайском крае, Павловском
районе, в с.Колыванском – вот наша малая Родина!
Учитель: Родное село – частичка Алтая!
Растут здесь березки от края до края.
Колыванского нашего – красивее нет,
Хотя мы уж празднуем 300 лет!
Кем вы станете – неизвестно,
Ваши цели далеки!
Вы дружны, как ноты в песне,
И, как птицы, высоки!
Учитель: Задание: Письмо под диктовку с
комментированием. (Орфографическая проверка)
Чувство
Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в
детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это
могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами
и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого.
Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где
они научились понимать жизнь! Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из
дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое
сердце, делает его счастливым! Школа – это тоже детство, это тоже Родина!
Учитель:1. Алтай я называю Родиной своей,
А, Родина – мое село и школа!
И льется по просторам вольным,
Мелодия с истоков вальсом школьным!
Родная школа
– нет тебя светлей, милей,
И за плечами 45-летний юбилей!
Она ждем вас в гости поскорей
На встречу добрых школьных друзей!
В этом году
нашей школе вечер встречи выпускников! И все мы рады этому событию.
Песня
об Алтае
Пред
взором моим предстает весь Алтай,
Не
зря «золотым» называют.
Просторен,
прекрасен родимый мой край,
Его
красота окрыляет.
Поля
золотые: пшеница да рожь
Здесь
зреют под солнцем все лето.
И
пусть даже дождь и гроза, что не ждёшь,
Всё
это любовью прогрето.
Леса
и луга, горы, реки, пруды
И
птицы земные щебечут.
И
рыбы в прудах, и архары в горах,
Природа
Алтая всех лечит!
Я
в горы иду, но зачем? Просто так!
Ведь
я же любуюсь ими.
Гора
для меня ведь не просто пустяк,
Она
величава – Богиня!
А
предкам своим до земли поклонюсь,
«Спасибо»
скажу за чудесный наш край.
Историей
в семьдесят лет я горжусь,
Цвети!
Процветай, наш Алтай! (Рожкова Алена)
Рефлексия:
Учитель: В заключение урока я бы хотела,
чтобы вы подвели итог:
1) Что такое предложение?
2) Какие типы и виды предложений вы
знаете?
3) Как отличить простое предложение от
сложного?
Д/З: сочинение-миниатюра «Любимый сердцу уголок»
Учитель: Ребята, Родина – это огромное,
родное, дышащее существо, подобное человеку!
Давайте
бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы дети XXI века могли с
гордостью сказать: Это мой Алтай! Я предлагаю вам посмотреть слайд- шоу и почувствовать
гордость за свою Родину.
Список
литературы:
1. Разумовская М.М. учебник русского
языка 8 класс, М.: Дрофа. 2010г.
2. Разумовская М.М. учебник русского
языка 9 класс, М.: Дрофа. 2011г.
3. Internet-ресурсы
4. Фотографии из личного архива
5. Песни «Родная сторона»; «Мой край
для меня – это Родина, а Родина – это Алтай» сл. Бортасевич Б., муз. Иванова О.
6. Стихи алтайских поэтов, учеников г.
Бийска, с.Колыванского
7. Материал Садирмековой М.А.