Четверг
21.11.2024
13:19
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сайт учителя О.А. Соколовой

Русский язык
Литература
История

Патриотический урок "Мой край родной - земля моя Алтайская!"



Цель: создать условия для  совершенствования  лингвистической, культуроведческой компетенций  учащихся через овладение знаниями о предложении как синтаксической единице русского языка, развитие умений определять вид, структуру предложения, что будет способствовать воспитанию любви к языку, гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре и традициям своей страны, осознание священного долга – защиты своего Отечества, развитие чувства гордости и любви к Родине.

Ход урока:

1.      Вводная часть.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами проведем урок русского языка в необычной форме. О чем этот урок? Я думаю, в течение урока вы ответите на этот вопрос.

Учитель: Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной стране, родной земле! Из чего же вырастает человеческая любовь ко всему. Что умещается в одном слове – "РОДИНА”?   Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие «Отечество» до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой отдаленной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине. Которая для всех одна: свет отчего дома и тепло родного очага согревает человека и освещает его путь всю жизнь.

2.      Основная часть.

У вас на столе лежат карточки, возьмите карточку под №1. Прочитайте задание. Работаем устно.

Карточка1. Задание: синтаксическая характеристика предложений.

1.      Есть много мест на белом свете,
Есть Крым, Кавказ и Парагвай,
Но сердцу дорог только этот–

 Родной, красивый мой, Алтай!

2. Алтайский край – кусок земли,
С огромной карты не приметен.
Вокруг себя ты посмотри,
Увидишь, он великолепен!

3. И мы, как жители Алтая,
Вам можем смело заявить,
Что лучше нет в России края,
Который можно так любить! (Осетренко Юля)

Учитель: Эту любовь через года
Мы пронести смогли!
И для всех нас Алтайский край
Стал центром всей земли!

Нам здесь родиться повезло,
Сколько счастливых нас!
Дарим тебе, Алтай, тепло
Наших сердец и глаз!

Запись на доске. Задание: найдите односоставные предложения, определите вид.

Край, район, село родное!
Упаду в траву я на бегу!
Край родной! Недаром ты мне снишься.
Эти сны в мелодию переведу.
И поплывет мелодия простая,
Что через души их потоком излилась.
Здесь сердца стук и робкое дыханье.

И с родным краем пламенная связь!

 

Учитель: Как дорог мир! – На утренней заре.
Как сладостно услышать пенье птичье,
Родной простор в звенящем серебре.
Весь мир наполнен покоем и величьем!
Зачем живем?
Чтоб сердцем сохранить
Любовь, и мир, и дружбу на планете нашей,
Чтоб счастье из реки надежды пить
Неиссякаемою полной чашей.

- Итак, о чем мы будем говорить на уроке? Сегодня мы говорим о предложении. Какое оно может быть? (простое и сложное, восклицательное, повествовательное и т.д.) Послушайте и определите.

1. Золотая земля, вольной волюшки край,
Беловодье за камнем былинным.

Ой, недаром тебя так назвали, Алтай,–
Широко ты раскинул равнины.

1.      Здесь села в зеленых садах утопают,
За ними колхозные степи вдали.

2.      Люблю вас, родные просторы Алтая,
Раздольные степи сибирской земли.

Карточка 2. Задание: назовите правило, объясняющее знаки препинания

3.      Алтай – горных вершин искристый снег!
Алтай – голубизна озер и рек!
Алтай – зелень лесов и золото полей!
Алтай – я называю Родиной своей!

Учитель: откройте тетради, запишите число и выполните работу по карточке №3.

Карточка 3. Задание: работа с текстом.

1)выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2) в предложении №12 найдите словосочетания со связью согласование и запишите их со связью управление.

3) среди предложений 14-17 выпишите предложения с однородными членами предложения.

Есть в Алтайском крае район – Павловский

1)Павловский район — муниципальное образование на севере Алтайского края.

2)Площадь — 2230 км². 3)Население 40,3 тысяч жителей (на 1 января 2011 года). 4)Образован в 1925 году.

5)Административный центр — село Павловск, расположенное в 59 км от Барнаула. 6)Общее количество населенных пунктов, входящих в Павловский район : 34.

7)По территории района протекает река Обь и её притоки Касмала и Барнаулка. 8)В районе находятся два ленточных бора — Касмалинский и Барнаульский. 9)В районе растут сосна, берёза, осина, тополь, ива. 10)Из зверей обитают — лиса, заяц, лось, белка, корсак, бурундук, барсук. 11)Из птиц — гусь, утка, голубь лесной. 12)В районе имеется картинная галерея, музей истории района и 6 мемориальных парков.

13) На территории района расположены краевые государственные учреждения: Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат, Павловский психоневрологический интернат, Павловский детский санаторий.

 14)Основное направление экономики — сельское хозяйство. 15)В районе расположены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, лесозаготовке. 16)На территории района выделено 145 крестьянских (фермерских) хозяйства, в основном зернового направления, за ними закреплено 19,4 тыс. га угодий, из них 17,5 тыс. га пашни. 17)Значительные объёмы промышленной продукции в районе производятся следующими предприятиями: ОАО «Черемновский сахарный завод», ОАО «Павловский маслосырзавод», ОАО «Павловский ремонтный завод», АО «Каскад-П», ООО «Павловский хлебокомбинат», ГП «Павловский лесхоз», ЗАО Павловское «Ремтехпредприятие».

Учитель:

1. Люблю вас родные просторы Алтая!
Люблю посмотреть на высокую рожь.
Сибирь – моя родина, мать дорогая,
Да разве еще где такую найдешь!

2. Над нами светит солнца каравай,
В котором нив бескрайних сила.
Россией славится Алтай!
Алтаем славится Россия!

 Велика и необъятна наша Русь. Раскинулась от моря и до моря – шагай полжизни – всю не обойдешь! Богата земля наша: реки и горы, плодородные нивы и густые леса, бесценные богатства: нефть, газ, уголь, руды… Но славна она, прежде всего, не своими размерами не богатствами, скрытыми в недрах, а своими людьми: Сильными, смелыми и талантливыми. Ведь все эти земли и богатства собрали наши предки упорным трудом, отстояли кровью. Загляните в историю. Сколько раз враги и завистники покушались на нашу землю. Если силой взять не получалось – начинали сеять раздор, клеветать, а то и чернить нашу историю. Но жива и поныне славная Русская Земля!

На доске: Задание: найдите бессоюзное сложное предложение и охарактеризуйте его.

Великая Отечественная война была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Как люди выстояли в этой войне, которая началась так трагически и закончилась Победой в сорок пятом? Ответ прост: деды и прадеды так сильно любили свою Родину, что не могли не отстоять ее.

Учитель:

1. В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

 Родина – подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, гол назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней – бедный народ. Родина – это очень много. Это тропка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и маленькие деревеньки. Это имена людей. Это мои друзья, мои мама и папа. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

1.      Откуда начинается Россия?
А может, начинается с крыльца?

Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.

2. Россия, где она кончается?
Найти конец, чтоб клином свет!
Россия в сердце начинается,
А в нем конца и края нет!

Наше сердце здесь – в Алтайском крае, Павловском районе, в с.Колыванском – вот наша малая Родина!

Учитель: Родное село – частичка Алтая!
Растут здесь березки от края до края.
Колыванского  нашего  – красивее нет,
Хотя мы уж празднуем 300 лет!

 Кем вы станете – неизвестно,
Ваши цели далеки!
Вы дружны, как ноты в песне,
И, как птицы, высоки!

Учитель: Задание: Письмо под диктовку с комментированием. (Орфографическая проверка)

Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого. Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь! Это могучая сила памяти! Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым! Школа – это тоже детство, это тоже Родина!

Учитель:1. Алтай я называю Родиной своей,
А, Родина – мое село и школа!
И льется по просторам вольным,
Мелодия с истоков вальсом школьным!

Родная школа – нет тебя светлей, милей,
И за плечами  45-летний юбилей!
Она  ждем вас в гости поскорей
На встречу добрых школьных друзей!

В этом году нашей школе вечер встречи выпускников! И все мы рады этому событию.

Песня об Алтае

Пред взором моим предстает весь Алтай,

Не зря «золотым» называют.

Просторен, прекрасен родимый мой край,

Его красота окрыляет.

 

Поля золотые: пшеница да рожь

Здесь зреют под солнцем все лето.

И пусть даже дождь и гроза, что не ждёшь,

Всё это любовью прогрето.

 

Леса и луга, горы, реки, пруды

И птицы земные щебечут.

И рыбы в прудах, и архары в горах,

Природа Алтая всех лечит!

 

Я в горы иду, но зачем? Просто так!

Ведь я же любуюсь ими.

Гора для меня ведь не просто пустяк,

Она величава – Богиня!

 

А предкам своим до земли поклонюсь,

«Спасибо» скажу за чудесный наш край.

Историей в семьдесят лет я горжусь,

Цвети! Процветай, наш Алтай! (Рожкова Алена)

 

Рефлексия:

Учитель: В заключение урока я бы хотела, чтобы вы подвели итог:

1)      Что такое предложение?

2)      Какие типы и виды предложений вы знаете?

3)      Как отличить простое предложение от сложного?

Д/З: сочинение-миниатюра «Любимый сердцу уголок»

Учитель: Ребята, Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку!

Давайте бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы дети XXI века могли с гордостью сказать: Это мой Алтай! Я предлагаю вам посмотреть слайд- шоу и почувствовать гордость за свою Родину.

Список литературы:

1.      Разумовская М.М. учебник русского языка 8 класс, М.: Дрофа. 2010г.

2.      Разумовская М.М. учебник русского языка 9 класс, М.: Дрофа. 2011г.

3.      Internet-ресурсы

4.      Фотографии из личного архива

5.      Песни «Родная сторона»; «Мой край для меня – это Родина, а Родина – это Алтай» сл. Бортасевич Б., муз. Иванова О.

6.      Стихи алтайских поэтов, учеников г. Бийска, с.Колыванского

7.      Материал Садирмековой М.А.