ИКТ на уроках русского языка (урок-проект «Наречие как часть речи») Соколова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное образовательное учреждение «Колыванская средняя общеобразовательная школа».
Современный этап обучения в школе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Обучение русскому языку в школе именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Методически грамотная подача материала в презентации способствует формированию личностных компетенций обучающихся. На уроках изучения нового материала демонстрация фрагментов с использованием мультимедийного проектора повышает интерес к предмету.
При изучении в 7 классе (учебник «Русский язык» Разумовская М.М.) темы «Наречие» считаю целесообразно использовать презентации на разных этапах изучения данной темы: при изучении нового материала, при изучении правописания наречий и обязательно при закреплении и проверке знаний.
Работа с презентацией занимает от урока 20-25 минут, что позволяет выполнить нужный объем работы на уроке и не потерять интерес учащихся к изучаемому материалу.
Успешному проведению урока, я считаю, могут помочь две удачно сочетаемые технологии. Это учебный проект и использование компьютерных технологий. И там и там большая роль отводится самостоятельной работе учащихся, что способствует развитию у них таких важных умений, как умение планировать свою деятельность, решение проблем, проводить исследование, поиск материалов, сравнение своих знаний и умений со знаниями товарищей, самостоятельность, умение давать объективную оценку.
В начале урока учитель очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости. Перед учащимися ставятся основополагающие вопросы: Откуда и как появилось в русском языке НАРЕЧИЕ? И проблемные вопросы:
1. Почему у наречия такое имя?
2. Почему оно так называется?
3. Какие морфологические признаки есть у наречия?
4.Какую роль играет наречие в русском языке?
В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определяет цели и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.
Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи.
Задачи: 1) образовательные: знакомство учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; формирование у учащихся умений находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
2) развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения; развитие речи - конструирование предложений по схемам.
3) воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Весь урок разделен на этапы: 1 этап: Выбор темы: Знакомство с новой частью речи
2 этап: Постановка цели
3 этап: Планирование работы
4 этап: мониторинг частности ошибок при употреблении наречия в речи.
а) при заучивании правил
б) при применении наречий на практике
мониторинг частности ошибок при написании наречий
а) при заучивании правил
б) при написании наречий
Материалы проекта. Использование упражнений на зрительное восприятие очень эффективно на этапе первоначального знакомства с новым правилом. Именно на этом этапе важно с методической точки зрения, чтобы учащиеся видели орфографически правильно написанные слова на изучаемое правило и умели сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным.
На 3-ем этапе при осуществлении деятельности учащиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, обобщении. Роль учителя заключается в корректировке действий учащегося.
Продуктом проектной деятельности могут являться мини-сочинения, презентации учащихся. Результативность урока: устойчивые положительные результаты обучения. Приобщение к исследовательской деятельности. Повышение уровня социальной комфортности в коллективе. Расширение кругозора. Повышения интеллектуального уровня. Проявление самостоятельной творческой активности. Приобщение к культурному наследию своей родины.
Эффективность: Использование разных форм обучения позволяет учащимся глубже усваивать тему. Зрительное восприятие слайдового материала активизирует участие в проведении уроков, повышает интерес к изучению темы. Постепенное усложнение материала повышает уровень грамотности. Этимологические справки способствуют повышению интереса учащихся.
Выстраивая работу таким образом, я прихожу к следующим выводам: ИКТ помогает сделать уроки необычными, продуктивными. Дети с интересом относятся к уроку, выстроенному посредством ИКТ, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе.
ИКТ еще одно средство знакомства с культурой развития коммуникативных навыков.
ИКТ сейчас – это конкурентоспособность наших учеников в будущем.
Я считаю, использование ИКТ на уроке, делает процесс обучения более интересным, знания учащихся глубокими. Кроме этого, максимально облегчает усвоение материала учащимися, ведь как уже доказано психологами современные дети быстрее и дольше помнят видеоряд несущий информацию, чем традиционные средства представления материала в учебном процессе.
Материалы доступны для скачивания по этой ссылке