Четверг
21.11.2024
14:13
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0



Сайт учителя О.А. Соколовой

Русский язык
Литература
История


Факультативное занятие по русскому языку для учащихся 6 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

От серьезной науки до словесных шуток

 

 

(разработан на основе Программы по русскому языку под ред. Разумовской М.М. и пособия «От серьезной науки до словесных шуток» авт.-сост. Введенская Л.А., Колесников Н.П.)

 

 Пояснительная записка

 

Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга,  нужно правильно говорить.

В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов,  учитывая закономерности  языка.

     Углубленное изучение  происхождения названий, их истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области  происхождения слов и выражений русского языка,  изменении в их значении.

К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М. Разумовской учащиеся должны овладеть сле­дующими умениями:

1.                Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы;

2.                Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

3.                Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

4.                Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

 

    Занятия на данном факультативе способствуют углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем оно победоносней».

 

  Факультатив  «От серьезной науки до словесных шуток» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

 На факультативных занятиях обогащается словарный запас учащихся.

    Факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

    Факультатив объединяет группу учащихся 6 класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим разделом науки о языке.

Ожидаемый результат:

1.     Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

2.     Различение псевдоэтимологических слов.

3.     Узнавание слов «народной этимологии».

   Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на 1 час в неделю.

Программа факультатива

 

1.     Удивительная наука – этимология.- 1ч

2.     Слова и вещи.- 3ч.

3.     Слова-перекрещенцы. -3ч.

4.     Слова-ошибки.-  3ч.

5.     Мнимые иностранцы.- 2ч.

6.     Слова-имена. -3ч.

7.     Литературные герои. -3ч.

8.     Родословная «головы» -1ч.

9.     Обрусевшие иностранцы. -1ч.

10.           Заимствованное богатство.- 4ч.

11.           Несколько отдельно взятых терминов. -3ч.

12.           Не все о науке – можно и пошутить.- 5ч.

13.           Странные превращения.- 2ч.

14.           Подведем итоги. -1ч.

 

Методические рекомендации:

С 1 по 18 занятие – исследовательские -  в форме бесед, соревнований, путешествий, экскурсий.

С 19 по 28 – игровые -  в форме игр, сочинения стихов, рассказов, сказок.

С 29 по 34 – творческие - в форме создания творческих работ.

35 – выставка творческих работ.

Термины и понятия:

 Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы, кинология.