Факультативное занятие по русскому языку для учащихся
6 класса
От серьезной науки до словесных шуток
(разработан на основе Программы по русскому языку под
ред. Разумовской М.М. и пособия «От серьезной науки до словесных шуток» авт.-сост.
Введенская Л.А., Колесников Н.П.)
Пояснительная записка
Для того, чтобы быстро и
легко понимать друг друга, нужно
правильно говорить.
В разных языках существуют
почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука
этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка.
Углубленное
изучение происхождения названий, их
истории формирует у детей возможность выражать все разнообразие наших мыслей и
чувств. Мы часто пытаемся понять, почему тот или иной предмет назван так, а не
иначе, почему в разных языках существуют почти одинаковые названия для
некоторых вещей, действий, явлений. Для того, чтобы быстро и легко понимать
друг друга, уметь правильно логично рассуждать, нужно владеть необходимым
уровнем развития компетентности в области
происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.
К концу 6 класса по Программе по русскому языку под ред. М.М.
Разумовской учащиеся должны овладеть следующими умениями:
1.
Различать
разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык
художественной литературы;
2.
Определять
тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи,
анализировать структуру и языковые особенности текста;
3.
Опознавать
языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
4.
Объяснять
с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся
через усвоение понятия происхождения слов, развитие умения понимать
«необычные» слова, что
будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Занятия на данном факультативе способствуют
углублению знаний о родном языке. Максим Горький в статье «О языке» писал:
«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за
орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено – тем
оно победоносней».
Факультатив «От серьезной науки до словесных шуток» имеет
большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают
культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в
речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями,
энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами.
На факультативных занятиях обогащается
словарный запас учащихся.
Факультатив способствует формированию у
школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них
профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Факультатив объединяет группу учащихся 6
класса, проявивших сознательное желание дополнительно познакомиться с этим
разделом науки о языке.
Ожидаемый результат:
1. Умение определять происхождение слова
при помощи словаря.
2. Различение псевдоэтимологических
слов.
3. Узнавание слов «народной этимологии».
Факультатив рассчитан на 35 часов в год, на
1 час в неделю.
Программа факультатива
1. Удивительная наука – этимология.- 1ч
2. Слова и вещи.- 3ч.
3. Слова-перекрещенцы. -3ч.
4. Слова-ошибки.- 3ч.
5. Мнимые иностранцы.- 2ч.
6. Слова-имена. -3ч.
7. Литературные герои. -3ч.
8. Родословная «головы» -1ч.
9. Обрусевшие иностранцы. -1ч.
10.
Заимствованное
богатство.- 4ч.
11.
Несколько
отдельно взятых терминов. -3ч.
12.
Не
все о науке – можно и пошутить.- 5ч.
13.
Странные
превращения.- 2ч.
14.
Подведем
итоги. -1ч.
Методические рекомендации:
С 1 по 18 занятие – исследовательские
- в форме бесед, соревнований,
путешествий, экскурсий.
С 19 по 28 – игровые - в форме игр, сочинения стихов, рассказов,
сказок.
С 29 по 34 – творческие - в
форме создания творческих работ.
35 – выставка творческих работ.
Термины и понятия:
Этимология, псевдоэтимология, этимологический
словарь, ляп, фразеология, лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык,
украинский, белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная»
этимология, филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы,
антонимы, кинология.