Вторник
14.05.2024
14:36
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



Сайт учителя О.А. Соколовой

Русский язык
Литература
История

Итоговое зимнее сочинение в 11 классе - что это?

Статус работы?

Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.

ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.
Зачёт — незачёт

В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.
А если незачёт?

Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.
Кто будет проверять сочинения?

Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.
Сколько времени отведено на экзамен?

Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).
Предполагаемый объём работы?

Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.
Идея сочинения: что оно проверяет

Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).

В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. 

Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво. 

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Какими будут темы?

Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формируются темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году.

Примеры формулировок 

  1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
  2. Почему люди пишут стихи?
  3. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

«Критерии оценивания...» для всех

Проект ФИПИ (далее цитируется)

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

 Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников 

Метод. рекомендации Рособрнадзора  по подготовке к итоговому сочинению для ОО

Мудрые высказывания

Вариации на темы о войне

Вариации на темы по творчеству М.Ю. Лермонтова

Памятка  «Как работать с черновиком»
1.    Пиши черновик, оставляя широкие поля для замечаний и исправлений. (примерно ½)
2.    Прочитай написанное. Проверь, ясна ли главная мысль твоей работы, соответствует ли сочиненное теме, заглавию.
3.    Нет ли нарушения последовательности? Все ли будет понятно читателю?
4.    Определи стиль своей работы. Не получилось ли у тебя делового описания? Пере-дан ли характер человека (животного), производящего действие? Есть ли детали его портрета? Понятно ли, зачем совершает он действие?
5.    Поищи в своем тексте эпитеты, сравнения.
6.    Отметь  знаком «+» наиболее удачные места, знаком « - «  то, что требует доработки.
7.    Посмотри, какие эмоционально-оценочные наречия и прилагательные ты употребил для более точного и образного выражения главной мысли.
8.    Посчитай количество слов ( 5кл. 100-150 слов, 6кл. 150-200 слов, 7кл. 200-250 слов, 8кл. 250-300 слов, 9кл.300-350 слов.). Подумай, о чем следует написать подробнее, какие еще прилагательные к именам существительным, наречия к глаголам можно добавить.
9.    Проверь постановку знаков препинания и правописание слов.
10.    Проверь, соответствует ли плану деление на абзацы.
11.    Прочитай исправленный вариант.

ПАМЯТКА ПО ГРАММАТИКЕ
Имя существительное

·         Названия национальностей не заканчиваются на -ынов, -инов. (Много болгар, грузин, румын)

·         Туфля - ж.р., род.ед. туфли, род. мн. туфель

·         Чем короче, тем длиннее: Нет колготок, лосин, чулок, носков, гольфов

·         Род пад.: вафель, кочерег, сапог (но сапогов-скороходов), ясель (но яслей, где корм), подворотен, солдат, граммов (в письменной речи, грамм - в устной)

·         Пара сапог, сапожков, бот, валенок, эполет (вар. эполетов);

·         Жить среди турок, чехов, румын, туркмен, монголов, бедуинов, грузин, осетин

·         Отряд партизан, драгун, гусар (при собират.), отдельных гусаров, саперов, офицеров, матросов, гренадеров

·         Килограмм яблок, персиков, абрикосов, помидоров (разг. помидор), апельсинов (разг. апельсин), мандаринов, баклажанов (разг. баклажан), лимонов, перца, макарон

·         Разговор с Пушкиным, под городом Пушкином

·         Мужские собств. склоняются, женские - нет: с Иваном Котоном, с Марией Котон.

Имя прилагательное

·         Сравнительная степень: более красивый или красивее (не допускается более красивее)

·         Бойче, звонче, слаще, хлестче

·         Краткая форма:

 

 

-ен - предпочтительнее

воинствен

родствен

могуществен

искусствен

тождествен

невежествен

посредствен

беспочвен

двусмыслен

явствен

бессмыслен

соответствен

свойствен (-енен -доп.)

медлен

существен

ответствен

многочислен

таинствен

бесчувствен

своевремен (-енен)

торжествен

 

Местоимение

  • Местоимения - слова-заместители. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трем лицам.
  • Прибавление Н
    1. После всех непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, под и т. д): у нее, с ним.
    2. После ряда наречных предлогов с род. пад. (возле, вокруг, впереди, около, мимо, напротив): возле него.
  • Отсутствие Н
    1. После наречных предлогов с дательным падежом (навстречу, вопреки, согласно, наперекор, вслед, соответственно, подобно, благодаря): вслед ему.
  • Вариативно прибавление Н при употреблении личного и определительного местоимения весь: у всех их (них), над всеми ими (ними).
  • Местоименное числительное оба употребляется лишь с существительными мужского и среднего рода (у обоих берегов, обоим окнам), обе - с существительными женского рода (над обеими реками, у обеих подруг).
     

Глагол

·         Недопустимо в пределах одного текста употребление разных глагольных времен и видовых форм, если речь не идет о разных по времени действиях или не обусловлено стилистическими задачами.

·         Глаголы дерзить, победить, убедить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить и некоторые другие не имеют формы 1 лица ед.числа. При необходимости используются в составе составного глагольного сказуемого: смогу (постараюсь, попытаюсь и т. п.) победить.

·         Глагол класть употребляется только без приставки, корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить и т. п.

·         Отдельные формы:
Звонить, звонишь, звонят;
Зиждиться - зиждется, зиждутся, зиждущийся;
Выздоровеют, опостылеют, опротивеют;
Чтить - чтут (доп. чтят);
Стлать(ся) - доп. стелить(ся);
Ездить - ездит, ездят;
Мучить, мерить;
Лазить - лазишь, лазим, лазят, лазь.

·         Переход О в А у глаголов с приставками при образовании несовершенного вида при помощи суффиксов -ыва, -ива

Если у глагола ударение падает не на корень, О всегда переходит в А:
Приколоть - прикалывать
Разбросать - разбрасывать
Если ударение падает на корень:
Заболотить - заболачивать
Заморозить - замораживать
Затронуть - затрагивать
Застроить - застраивать
Облагородить - облагораживать
Усвоить - усваивать
Оспорить - оспаривать
Удостоить - удостаивать
Освоить - осваивать.

НО
Захлопнуть - захлопывать
Обеспокоить - обеспокоивать
Озаботить - озабочивать
Опозорить - опозоривать
Опорочить - опорочивать